Нуркан ЭШИМБЕКОВ, активист, Руководитель ОО «Бона сенс — Здравый смысл»: «НАПРАВО ИЛИ НАЛЕВО? КУДА ПОЙДЕТ КЫРГЫЗСТАН?»

0
175

Кыргызстан сейчас стоит перед эпохальным выбором. И от этого выбора зависит наше будущее и будущее наших детей. Продолжать идти по привычной дороге и увязнуть в болоте коррупции и долгов, или выбрать новый путь реальных реформ, который даст новый импульс развития нашей стране.

ХОТЕЛИ КАК ЛУЧШЕ, ПОЛУЧИЛОСЬ КАК ВСЕГДА

Со дня приобретения независимости Кыргызской Республики прошло 27 лет, поменялись 4 президента и более 30 премьер-министров. И все давали нам, избирателям, несбыточные обещания.

Многие руководители в своих предвыборных и других программах говорили правильные вещи, однако не знали, как это сделать, либо не смогли, либо попросту, когда пришли к власти, благополучно забыли.

Обещали рост доходов населения, развитие экономики, способной обеспечить наполнение бюджета и вытеснение “теневых” составляющих, укрепление системы социальной защиты нетрудоспособных, недопущение резкого падения реального уровня жизни людей, рабочие места, доступное здравоохранение, реформы судебной, правоохранительной системы и многое другое.

Говорили одно, а получалось как всегда… В результате ничего не изменилось. Популизм как разновидность политического мошенничества.

Та же рыба, но под другим соусом!

Государством должны управлять профессионалы. Профессионал — это не только специалист своего дела, это принципиальный человек, придерживающийся профессионального кодекса чести и подчиняющийся дисциплине, а не друзьям или родственникам вышестоящего государственного деятеля.

Вот и нынешнее руководство страны стоит перед камнем, на котором написано: «Налево пойдёшь – на грабли наступишь, направо пойдешь – пользу стране принесешь». Вот только чтобы направо пойти, необходима политическая воля и проведение реальных реформ в госуправлении.

Что мы имеем сейчас? Премьер новый, а министры за незначительным количеством старые. Программа правительства шаблонная: все как бы есть, но на самом деле ничего реального нет. Общие слова без конкретных мер реализации.

У старого правительства хоть и были такие вещи, как проекты «Таза коом», «Кырк кадам», «Умный город» и цифровизация правительства. Но реализовать-то не успели. А новое правительство реализовывать эти проекты особо и не спешит. Своих же проектов у нового правительства не видно, скорее всего, их просто нет.

При этом новое правительство уже прославилось непопулярными идеями: повышение налога на продажу, регистрация мобильных телефонов, открытие счета для пожертвования граждан на погашение внешнего долга страны и повышение тарифов на холодную воду.

В программе нового премьера нет видения системы мер по выводу экономики из “тени”, иначе выпадающие доходы если пока не привели, то очень скоро приведут к негативным последствиям для бюджета.

Не ясна и промышленная политика нового правительства. В программе «Единство, доверие, созидание», представленной новым главой кабмина, основными приоритетами обозначены региональное развитие, акцент делается на сельском хозяйстве, реформировании энергетической системы, социальном развитии. Однако все это только на бумаге. Никаких действий по реализации приоритетных направлений мы не видим.

РЕАЛЬНЫЕ РЕФОРМЫ ВМЕСТО ПОПУЛИЗМА

Так какой же должна быть реальная реформа госаппарата, борьба с коррупцией и оргпреступностью? Какие результаты должны принести реформы судебной и правоохранительной систем? Будет ли проводиться налоговая реформа?

Проведение реформ мы видим так.

Как вариант: увеличить корпоративные налоги, провести сокращение косвенных налогов по мере роста бюджетных доходов. Навести порядок в использовании бюджетных средств. Укрепить бюджетную дисциплину, перевести все счета бюджета на казначейское обслуживание, установить прозрачный конкурсный порядок госзаказов и госзакупок, ужесточить ревизию бюджетных и внебюджетных фондов. Ужесточить контроль за целевым расходованием бюджетных средств.

Национальные приоритеты программы экономического развития и пути решения стоящих задач должны быть первостепенными. Средства для этой цели могут быть найдены за счет:

— привлечения иностранных инвестиций в разработку крупных и сложных месторождений полезных ископаемых на взаимовыгодных условиях,

— развития энергосектора,

— развития легкой промышленности,

— развития сельского хозяйства,

— развития производства.

Необходимо создание госагрохолдинга с полным циклом от сбора, переработки и дальнейшего сбыта на рынках других стран. Госагрохолдинг может производить льготное кредитование фермеров до 5 лет, закупать продукцию у фермеров с дальнейшей реализацией на внешнем рынке, проводить очистку, хранение, фасовку, упаковку, рекламировать и обеспечивать санитарными лабораториями и т. д.

Инструменты промышленной политики надо максимально упростить и вывести из-под чиновников. Для этого необходимо формирование пакета 5-10 крупнейших национальных инвестиционных проектов с комплексом льгот, утверждаемых законами. Соответственно, нужно принять законопроекты, которые обеспечат надёжность прав на имущество, в первую очередь, наиболее экономически значимое недвижимое имущество.

Содействие развитию оборота недвижимости для её эффективного использования с одновременным прогрессивным налогообложением спекулятивных сделок.

Стимулирование малого и среднего бизнеса, упрощение процедур регистрации и ликвидации предприятий, изменения в государственной разрешительной системе, исключение “государственного рэкета” и вымогательств работников государственных контролирующих организаций.

КОРРУПЦИЯ – КОРЕНЬ ЗЛА

Главное условие эффективного искоренения коррупции – ярко выраженная воля политического руководства страны.

Чтобы преодолеть эту болезнь госуправления, есть несколько способов:

  1. Сократить численность чиновников, повысить их ответственность за порученное дело и заинтересованность (мотивацию) в государственной службе.
  2. Сократить число вопросов, решаемых чиновниками, до необходимого минимума и их жесткая законодательная регламентация.
  3.  Создать в обществе атмосферу нетерпимости к коррупции. Внедрить специальные антикоррупционные программы, усовершенствовать законодательство по искоренению коррупции с принятием антикоррупционного пакета законов и ужесточением наказаний за коррупционные преступления.

Основные причины роста преступности — разрушение системы моральных и идеологических ориентиров, ухудшение социально-экономических условий жизни широких слоев населения, несовершенное законодательство, дезорганизация правоохранительных органов, которые оказались недостаточно приспособленными к работе в новых условиях.

Неверие населения в правосудие приводит к тому, что они обращаются к криминалу.

Без проведения реформ судебной, правоохранительной и пенитенциарной систем в нашей стране невозможно искоренить коррупцию.

Судебную реформу необходимо довести до конца, обеспечив реальную независимость судебной власти, усиление надзорных полномочий суда, введение института народных заседателей и суда присяжных во второй инстанции.

Необходимо также ввести поправки в Уголовно-процессуальный кодекс и четко прописать Залог в уголовном производстве – освобождение под залог или поручительство по решению суда. Залог в уголовном производстве может быть применен в отношении граждан, подозреваемых в совершении малозначительных преступлений. Сумму залога будет определять суд.

Реформировать прокуратуру нужно путем сокращения полномочий по надзору с передачей их значительной части Минюсту, выведения из ее состава следственных органов.

Реформа системы МВД – это значит разделение милицейской составляющей, ужесточение борьбы по искоренению коррупции в рядах, улучшение материального, технического оснащения милиции и повышение социальной защищенности милиционеров и их семей. Снятие секретности с МВД, прозрачный открытый бюджет. За счет сокращения численности личного состава увеличить заработную плату милиционерам в форме.

Реформа МВД в Кыргызстане – главный шаг к искоренению коррупции в целом, что приведет к улучшению экономики и уровня жизни граждан страны. Даже президент соседнего Казахстана Нурсултан Назарбаев предложил перенять опыт Грузии, чтобы искоренить коррупцию и повысить эффективность работы правоохранительных органов.

Реформа системы исправительно-трудовых учреждений и мест предварительного заключения – сделать более достойными условия содержания заключенных и допустить общественный контроль за местами заключения, сократить практику досудебных арестов для подозреваемых в нетяжких преступлениях.

КУРС НА ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО

Одним из приоритетов должно быть укрепление структур правового государства.

Во-первых, верховенство закона, то есть граждане “могут все, что им прямо не запрещено законом”, а чиновники — “только то и так, что и как им законом разрешено”.

Во-вторых, такое распределение полномочий между органами государственной власти, которое делает невозможным злоупотребление ими властью. Власть должна знать о своей наказуемости, а не пользоваться собственной безнаказанностью.

В-третьих, независимый от исполнительной власти справедливый и уважаемый обществом суд.

Необходимо внести изменения в избирательный порядок и ввести прямые выборы мэров, губернаторов, глав МСУ по принципу самовыдвижения.

Правительству необходимо приложить усилия в рамках развития регионов, чтобы местное самоуправление стало базисным институтом гражданского общества, способным использовать самоорганизацию граждан в качестве эффективного экономического и социального ресурса. Местное самоуправление должно быть способным решать насущные проблемы людей без указки сверху.

Необходимо закрепление за органами местного самоуправления права установления и распоряжения рядом важнейших местных налогов, расширение возможностей инвестиционной деятельности органов местного самоуправления.

Внести такие изменения в законодательстве, которые сделают местную власть более открытой и доступной для граждан, более восприимчивой к таким формам их самоорганизации, как комитеты территориального общественного самоуправления, кондоминиумы, товарищества собственников жилья. Также необходимо ужесточить ответственность органов местного самоуправления за действия, противоречащие самой природе этого института, как сосредоточение власти в руках одного человека или узкой группы лиц, игнорирование воли населения и непредоставления гражданам запрашиваемой ими информации, закрытость финансовой деятельности.

ВЫВОДЫ:

  1. Без реформы морально устаревшей правоохранительной системы все выступления президента о борьбе с коррупцией будут носить декларативный характер, что в конечном итоге обернётся против него самого. И уже следующий президент или политические круги будут обвинять его в преступном бездействии.
  2. Без реформы правоохранительной системы ни о каких инвестициях и крупных государственных проектах не может быть и речи. Они хоть и будут выполнены на бумаге, но не будут носить оконченный характер. Это как сделать в квартире евроремонт, но не поменять старые трубы. Со временем появится неприятный запах. Или посадить саженцы стоимостью 9 тыс. сомов каждый, но забыть про ирригацию и поливать деревья поливальными машинами.
  3. Необходим выход из колониального способа мышления на высокотехнологичный уровень производства на базе оставшихся мощностей (восстановление наукоемкого производства). Развитие сельского хозяйства и животноводства с применением новейших мировых технологий, что позволит нам в течение 5-8 лет не только стать производителем высококачественной продукции, но и стать своеобразным брендом и крупнейшим поставщиком продукции высокого качества в страны ЕАЭС.
  4. Не смотря на высказывания многих политиков о хорошей стороне миграции, руководству нашей страны надо четко осознавать, что в современном глобальном мире этот процесс носит угрозу национальной безопасности и может привести к частичной или полной потере суверенитета, а также лишает наше государство наиболее трудоспособного населения. Мы разработали программу «Открытые двери домой» которая в ближайшей перспективе может принести очевидные результаты как для мигрантов, так и для государства.
  5. Будущее наших детей зависит от политических решений, принимаемых сегодня. Ответственная политика предполагает умение отвечать за взятые на себя обязательства. Время не ждет: либо развитие, либо деградация и медленное угасание.

Только от решительных и своевременных действий нынешнего руководства зависит, в какой стране мы будем жить и какое будущее мы обеспечим нашим детям. Мы выбираем развитое правовое сильное государство! Мы выбираем реальные реформы!

Нуркан ЭШИМБЕКОВ, активист

Руководитель ОО «Бона сенс — Здравый смысл»

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here

десять − 8 =